Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры - Тяжпромарматура
На главную страницу Отправить письмо Карта сайта Версия для печати English На главную страницу

Конкуренция в арматуростроении: возможности и достижения российских производителей

«Трубопроводный транспорт 2008»
Москва
Докладчик: заместитель главного инженера
Анисимов В.П.

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю, точкой отсчета для которой стало промышленное освоение нефтяных месторождений Баку и Грозного. В то время главной задачей трубопроводов, по словам Дмитрия Менделеева, было создание одной из основ развития нефтяной промышленности и вывод российской нефти на мировой рынок.

Сегодня деятельность трубопроводных компаний направлена не просто на организацию и расширение географии транспортных систем, а на обеспечение надежных, экономически эффективных и экологически безопасных поставок углеводородов потребителям.

Решить эту задачу невозможно без использования самого современного, высоконадежного оборудования. Вполне закономерно, что требования к техническим параметрам и общему качеству оборудования ужесточаются. Особенно ярко проявилось это в процессе реализации двух крупнейших трубопроводных проектов – нефтепроводов «Восточная Сибирь – Тихий океан» и «Ванкор-Пурпе».

В таких условиях здоровая конкуренция между различными поставщиками оборудования становится основой развития производств, поиска эффективных технологических решений. Она же позволяет Заказчикам выбирать ту продукцию, которая реально отвечает современным требованиям по качеству и безопасности.

Одним из ключевых элементов транспортных систем является запорная арматура, ведь именно арматура обеспечивает мгновенную локализацию возможных аварий и предотвращение нештатных ситуаций.

Анализируя современный российский рынок трубопроводной арматуры, можно уверенно констатировать резкое усиление конкуренции между производителями. Появляются новые предприятия, а традиционные арматурщики расширяют ассортимент продукции. Активно выходят на российский рынок иностранные компании. Динамично растет технический уровень продукции, особенно отечественной. Быть сегодня конкурентоспособным в нашей отрасли – значит держать руку на пульсе мирового арматуростроения, использовать последние новинки и достижения этой отрасли.

Главная современная тенденция мирового арматуростроения – производство оборудования под конкретные условия эксплуатации. В этих целях разрабатываются новые конструкции, применяются современные уплотнительные материалы, совершенствуются и ужесточаются методы контроля.

На Алексинском заводе тяжелой промышленной арматуры всем этим «трем китам» уделяется приоритетное внимание.

Продукция нашего завода хорошо известна как нефтяникам, так и газовикам. Она успешно эксплуатируется на нефтепроводах БТС, Тайшет+30, ККТ, газопроводах Голубой поток, Ямал-Европа, СРТО-Торжок, нефтепродуктопроводе «Север». Качество алексинской арматуры подтверждается не только многочисленными отзывами эксплуатирующих организаций, но и долей нашей арматуры на объектах крупнейших трубопроводных компаний России и СНГ.

За последнее время нами был внедрен в производство целый ряд технологических новинок. Среди них:

  • орбитальная сварка переходных катушек;
  • нанесение антикоррозионных покрытий для арматуры подземной установки;
  • ресурсоповышающая поверхностно-энергетическая модификация нагруженных пар трения;
  • применение смазок модифицированных дисульфитмолибденом.

Имеющиеся сегодня производственные мощности позволяют удовлетворить практически любую потребность в арматуре для магистрального транспорта углеводородов. Так в прошедшем 2007 году нами было изготовлено и поставлено заказчикам более 1500 единиц трубопроводной арматуры с DN от 700 до 1400 мм. Продукция поставлялась практически на все крупнейшие строящиеся трубопроводы, например, Ванкор – Пурпе, ВСТО.

Другая составляющая конкурентоспособности предприятия – широкий выбор видов и типоразмеров арматуры. Возможность приобрести самую разную арматуру на одном предприятии позволяет Потребителю оптимизировать свои транспортные расходы и сократить сервисные затраты.

ОАО «Тяжпромарматура» активно работает и в этом направлении. Расширяется типоразмерный ряд по шиберным задвижкам – освоено производство задвижек DN 300 и 400 мм на различные рабочие давления. Производятся предохранительные клапаны с повышенным коэффициентом расхода.

Ведутся работы по созданию целой гаммы обратных клапанов с DN до 1000 мм для нефти. В этой разработке мы применили новое конструкторское решение – разместили демпфер внутри клапана, что позволит получить изделие, обладающее рядом серьёзных достоинств.

Активно ведутся работы по созданию арматуры и для транспортировки природного газа. В преддверии строительства газопровода «Бованенково - Ухта» разработана целая линейка шаровых кранов DN до 1400 мм на рабочее давление 125 атмосфер. В этих кранах, применен, в частности, совершенно новый пневмогидропривод, позволяющий сократить расход управляющего газа и гидрожидкости. Упоры, ограничивающие поворот пробки, размещены внутри крана.

Существенным минусом российских арматурщиков в конкурентной борьбе до последнего времени являлось отсутствие стабильного и налаженного производства шаровых кранов, способных работать в агрессивных средах. Готовых и опробованных собственных технологий уплотнений пока нет. Заказчики не дают и времени на их разработку. Мы нашли выход из этой ситуации. Совместно с итальянской компанией “Petro Valves” ведутся работы по созданию трубопроводной арматуры для сред с повышенной агрессивностью, например, с повышенным содержанием сероводорода. Производственная кооперация с итальянцами, которые имеют успешный опыт поставок кранов, устойчивых к длительному воздействию агрессивной среды, позволит ОАО «Тяжпромарматура» в короткие сроки выйти к российским клиентам с качественной отечественной продукцией, аналоги которой ранее закупались за рубежом.

Параллельно специалисты алексинского завода совместно с ведущими производителями уплотнений ведут работы по испытанию новых современных материалов. Сегодня мы опробуем такие материалы, как PEEK, флубон, суперфлувикс и рассчитываем на то, что уже до конца 2008 года сможем производить шаровые краны, рассчитанные на эксплуатацию в среде с повышенной температурой, с повышенным содержанием метанола, диэтилленгликоля, а также на работу с высокооктановым бензином.

Эти достижения вряд ли были бы возможны без тесного сотрудничества с нашим стратегическим партнером, компанией «Нефтегазовые Системы».

Благодаря инвестиционной политике этой компании, направленной на увеличение мощности производства и повышение качества продукции, в течение последних двух лет на предприятии реализуется несколько крупных инвестиционных программ. Например, проведено полное техническое перевооружение заготовительного производства, было приобретено высокопроизводительное оборудование ведущих мировых компаний. Ведется перевооружение сварочного и металлообрабатывающего производств; реализуется проект в области литейного производства, позволяющий увеличить мощности до 20 000 тонн литья, а также улучшить качество отливок, оптимизировать конструкцию корпусов изделий.

Планомерная реализация инвестиционных программ и новые разработки продукции позволили Алексинскому заводу тяжелой промышленной арматуры уже сегодня успешно конкурировать с различными, в том числе иностранными, производителями и побеждать в тендерах на поставки оборудования для крупнейших проектов.

Так, например, за последний год объем поставок алексинской трубопроводной арматуры только за пределы России значительно увеличился и составил более 13,5 млн. долларов.

В прошлом году был выполнен контракт на поставку крупной партии шаровых кранов до DN 1400 мм в Казахстан для расширения и реконструкции газопровода «Средняя Азия - Центр».

Арматура алексинского завода была признана лучше китайской в ходе тендера на оборудование для третьей очереди Казахстанско-Китайского трубопровода, участок «Кенкияк - Кумколь». Оценку производила международная независимая экспертная организация МУДИ. Для этого проекта завод разработал и выпустил новый кран на DN 800 мм. Показательно, что поначалу мы получили заказ только на наземную часть оборудования, а потом, когда китайские краны начали выходить из строя, и на часть подземных кранов. Всего будет произведено 60 единиц крупногабаритной продукции.

Еще два примера конкурентоспособности нашей арматуры. Краны алексинского производства будут работать на газовой станции в Туркменистане. Ее строит бельгийская компания ЭНЭКС (ENEX). Она же проводила тендер на поставки оборудования. В Грузию мы уже поставили, причем досрочно, арматуру для трубопровода «Сугарому-Красный мост». Тендер проводила американская инвестиционная компания Миллениум Челлендж, которая финансирует работы по этому проекту.

Импортозамещение – сегодня одна из самых актуальных задач, которую ставит перед бизнесом российское Правительство. Масштабы деятельности отечественной нефтегазовой отрасли таковы, что она имеет важнейшее стратегическое значение для развития экономики в целом и затрагивает интересы огромного количества людей. Способность машиностроительных предприятий, поставляющих продукцию для ТЭК, достойно конкурировать с иностранными производителями не только идет во благо самой отрасли, но содействует социально-экономическому развитию регионов, созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий труда, социального и духовного благополучия людей.

Я уверен, что российские арматуростроители сегодня могут выполнить эти задачи. Пример и опыт ОАО «Тяжпромарматура» – тому доказательство.

15 апреля 2008 г.

Вернуться

© 2004-2017 АО "Тяжпромарматура"