Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры - Тяжпромарматура
На главную страницу Отправить письмо Карта сайта Версия для печати English На главную страницу

Трубопроводная арматура для магистрального транспорта углеводородов: перспективы конструктивного сотрудничества машиностроителей и нефтегазовых компаний

Конференция «Трубопроводный транспорт»
Москва
Докладчик: Главный инженер Долгов В.В.

 

По данным Международного энергетического агентства суммарный российский экспорт первичных энергоносителей превышает 480 млн. тонн нефтяного эквивалента, что составляет почти 12 % мирового экспорта энергоносителей. Россия играет ключевую роль в обеспечении глобальной энергобезопасности. Трудно переоценить значение нефтегазовой отрасли и в обеспечении стабильного бюджета России. В связи с этим понятна важность и актуальность трубопроводного транспорта углеводородов для современной российской экономики и политики.

В настоящее время крупнейшие российские и мировые нефтегазотранспортные компании во главу угла ставят экологическую безопасность своей деятельности. Соответственно, главным требованием к элементам трубопровода, особенно запорной арматуре, является надежность и безотказность в работе. Ведь именно этот элемент должен обеспечить мгновенную локализацию возможных аварий и нештатных ситуаций.

В этом мы смогли убедиться, начиная в 2005 году работу по проектированию и освоению производства шиберных задвижек для проекта «Восточная Сибирь - Тихий Океан», который сейчас реализует компания «Транснефть».

Высочайшие требования по всему проекту в целом сформировали аналогичные требования к арматуре. По сути, большую часть арматуры для проекта ВСТО можно назвать уникальной: повышенные рабочие давления, высокие перепады на затворе (до 100 атм.), с сейсмостойкостью до 10 баллов по шкале MSK, жесткие климатические условия – вот далеко не полный перечень требований к шиберным задвижкам.

Понимая, что обеспечение экологической безопасности нефтепровода является одной из главнейших задач, при проектировании новой линейки изделий нами были использованы самые современные программные средства для твердотельного параметрического моделирования, что позволило резко снизить сроки проектирования и существенно поднять точность прочностных расчетов.

Для обеспечения безопасности эксплуатации шиберных задвижек в районах с повышенной сейсмичностью, с помощью Центрального конструкторского бюро арматуростроения были проведены соответствующие расчеты с использованием комплекса программ CAN 2.2 и CANDYN, разработанного в ИЦП МАЭ НИКИЭТ и аттестованного в Ростехнадзоре. Впервые в мире были проведены и уникальные натурные испытания на сейсмостойкость задвижки DN 1200 мм PN 150 атм. на базе центра исследований прочности Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМаш, г. Королев) Российского авиационно-космического агенства. Испытания проводились в присутствии представителей АК «Транснефть», ВНИИСТ, Ростехнадзора и завершились успехом.

Успехом, который был предопределен, с одной стороны, корпоративной политикой АК «Транснефть» и ее руководства направленной на комплектацию объектов только лучшим оборудованием и, с другой стороны, активной и созидательной работой отечественных машиностроителей.

Производством трубопроводной арматуры наше предприятие начало заниматься еще в предвоенные годы и на сегодняшний день накопило значительный опыт. Сейчас предприятие серийно изготавливает шаровые краны до DN 1400 мм, шиберные и клиновые задвижки до DN 1200 мм количество исполнений которых превышает 3500 единиц. Применяемые сегодня конструкторские и технологические решения обеспечивают высокую надежность и безотказность в работе арматуры.

За последнее время, нами внедрен целый ряд новых разработок в области конструкции и технологии. Отмечу самые значимые:

  • разработка гаммы шиберных задвижек на давление 1.6, 2.5, 4.0, 6.3 МПа до DN 1200 мм с новыми техническими решениями, снижающими массо-габаритные характеристики, потребные крутящие моменты;
  • разработка гаммы шаровых кранов на давление 12.5 МПа до DN 1400 мм с новыми конструкторскими решениями крана и пневмогидропривода, что позволяет значительно снизить массо-габаритные параметры, резко сократить расход используемого газа, уменьшить эксплуатационные расходы на 20-30 %;
  • поверхностно-энергетическая модификация РТИ, снижающая трение и увеличивающая их ресурс в 3 раза , эпиламирование деталей арматуры;
  • разработка, получение и согласование специальной стали для задвижек в соответствии с требованиями ОТТ. Снижение содержания вредных примесей (сера, фосфор) в стали позволило резко поднять все механические свойства (так среднее значение предела текучести увеличилось до 400 МПа, при допустимых ранее 240 МПа, ударная вязкость при -60 град. достигла 40 кДж/см2 по методике KCV).
  • освоение технологии приварки переходных колец (катушек);
  • освоение технологии нанесения защитного антикоррозионного покрытия на арматуру.

Огромное значение на предприятии придается контролю качества изготавливаемой продукции. С 1997 года система менеджмента качества нашего предприятия сертифицирована по международным и национальному стандартам ISO 9001 – 2000 г., API Q1 (7-е издание, 2003 г). и ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 г.

Вся продукция изготавливаемая нами сертифицирована в аккредитованных сертификационных центрах, как общегосударственных, так и ведомственных (в частности, в настоящее время ОАО "Тяжпромарматура" имеет свидетельство III уровня о прохождении сертификации в СДС "Транссерт" АК «Транснефть»). На предприятии уже 2-й год работают представители ведомственной приемки АК «Транснефть» - ВНИИСТ-Диагностика.

Продукция завода успешно эксплуатируется на нефтепроводах БТС, Тайшет+30, ККТ, газопроводах Голубой поток, Ямал-Европа, СРТО-Торжок, нефтепродуктопроводе «Север». Качество поставленной арматуры подтверждается не только многочисленными отзывами эксплуатирующих организаций, но и общей структурой состава арматуры крупнейших трубопроводных компаний России и СНГ. Так по данным Управления по транспортировки газа и газового конденсата ОАО «Газпром», более 47 % от общего количества арматуры эксплуатируемой в Газпроме – алексинского производства, а качество наших современных шаровых кранов – на уровне лучших мировых образцов.

На сегодняшний день предприятие работает над реализацией поставок арматуры для нефтепровода «ВСТО», газопровода «СЕГ» и целого ряда других менее масштабных проектов. Активно ведется подготовка и к поставкам для будущих проектов, в частности для БТС-2.

По итогам 2006 года нами изготовлено и поставлено для нужд ТЭК более 1200 единиц крупногабаритной арматуры с DN 700-1400 мм, в том числе шиберные задвижки для первой очереди нефтепровода «ВСТО», шаровые краны по стандарту API-6D для нефтепровода «Казахстан-Китай».

Благодаря инвестиционной политике компании «Нефтегазовые Системы», направленной на увеличение мощности производства и повышение качества продукции, в течение последних двух лет на предприятии реализуется несколько крупных инвестиционных программ:

проведено полное техническое перевооружение заготовительного производства с приобретением высокопроизводительного оборудования ведущих мировых компаний;

ведется перевооружение сварочного и металлообрабатывающего производств;

реализуется проект в области литейного производства, позволяющий поднять мощность производства до 20 000 тонн литья, увеличить качество отливок, оптимизировать конструкцию корпусов изделий.

Планомерная реализация этих инвестиционных программ позволяет уже сегодня полностью обеспечить потребность глобальных трубопроводных проектов в качественной и надежной отечественной арматуре. Арматуре, которая позволит обеспечить еще большую экологическую безопасность трубопроводов, сократить эксплуатационные расходы трубопроводных компаний.

В завершении своего выступления я хотел бы затронуть ряд вопросов, решение которых позволит, по нашему мнению, еще более упрочить связи машиностроителей и нефтегазовых компаний, сделать сотрудничество еще более конструктивным и взаимовыгодным.

Речь идет о формировании современных и актуальных нормативных документов четко регламентирующих требования Потребителей к продукции машиностроения.

Применительно к арматуростроению, хотел бы отметить конструктивное сотрудничество с АК «Транснефть», которая разработала в сотрудничестве с ВНИИСТ ряд документов (СТТ, ОТТ) четко определяющих технические параметры арматуры необходимой этой компании. Да эти параметры очень высоки, иногда гораздо выше общепринятых требований. Это вызвано повышенными требованиями к экологической безопасности, общей надежности объектов транспортировки нефти. Поставленные этими документами серьезнейшие задачи в области конструкции, технологии и контроля качества продукции на сегодняшний день решены. И наша продукция полностью соответствует требованиям. Процесс был для нас, прямо скажем, непростой. Но он ценен тем, что дал толчок для развития конструкции, технологии и контроля качества. Без постоянных контактов со специалистами АК «Транснефть» (отдел главного механика, служба эксплуатации), без консультаций и совместной работы с специалистами ВНИИСТ и ВНИИСТ-Диагностика мы вряд ли достигли бы требуемых параметров арматуры. Только такое непрерывное и тесное взаимодействие Заказчика и Производителя привело к положительному результату.

Сегодня наш завод обладает большим производственным потенциалом и готов в полной мере обеспечивать потребности российского нефтегазового комплекса в трубопроводной арматуре. Мы открыты для сотрудничества со всеми заинтересованными организациями, проводим активную совместную работу для улучшения потребительских свойств нашей продукции, ищем новые решения, направленные на улучшение качества, увеличение надежности и безопасности трубопроводной арматуры. Основным приоритетом для нас в работе были и остаются требования и нужды наших Заказчиков.

17 апреля 2007 г.

Вернуться

© 2004-2017 АО "Тяжпромарматура"