Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры - Тяжпромарматура
На главную страницу Отправить письмо Карта сайта Версия для печати English На главную страницу

Новые разработки ОАО «Тяжпромарматура» для магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов.

Докладчик: Главный инженер
Долгов В.В.

 

Уважаемые гости, коллеги, мы рады приветствовать Вас на нашем семинаре, который становится уже традиционным. Для тех, кто не был на семинаре 2004 года, я хочу сказать, что наше предприятие стояло у истоков отечественного арматуростроения и начало производство стальных задвижек в 1943 году.

В 70 - 80 годы на заводе произошла коренная реконструкция, было освоено производство крупногабаритной арматуры (до DN 1400 мм), которая является основным профилем, и по сей день. Сейчас на предприятии работает около 6000 человек. Завод продолжает динамично развиваться, производя очень широкую гамму оборудования, осваивая новую продукцию.

По итогам 2005 года нашим предприятием произведено и отгружено Заказчикам следующее количество крупногабаритной арматуры для магистрального транспорта:

  • Шиберные задвижки:
    DN 1200-800 мм – 131 штука
    DN 700-350 мм – 112 штук
  • Шаровые краны:
    DN 1400-1200 мм – 173 штуки
    DN 1000-500 мм – 867 штук

Эти цифры лишний раз подтверждают возможности предприятия по решению практически любых задач в области комплектации магистральных трубопроводов крупногабаритной арматурой.

Продукция нашего завода успешно эксплуатируется на всех крупнейших трубопроводных проектов последних лет. Это Балтийская трубопроводная система, проект «Север», «Голубой поток», «Ямал – Европа», Казахстанско-Китайский Трубопровод, CEГ, Тайшет+30 и целый ряд других.

По данным Международного энергетического агентства суммарный российский экспорт первичных энергоносителей превышает 480 млн. тонн нефтяного эквивалента, что составляет почти 12 % мирового экспорта энергоносителей. Россия играет ключевую роль в обеспечении глобальной энергобезопасности. Трудно переоценить значение нефтегазовой отрасли и в обеспечении стабильного бюджета России. В связи с этим понятна важность и актуальность новых нефтегазовых и трубопроводных проектов для современной российской экономики и политики. Прежде всего, речь идет о ВСТО и СЕГ.

Понимая необходимость обеспечения российского, да и не только российского ТЭК в новейшей, надежной трубопроводной арматуре, наш завод за последние два года сделал огромные шаги в области разработки и освоения производства целого ряда продукции для магистрального транспорта.

Прежде всего, это новая серия шиберных задвижек на PN до 150 атм., которые мы готовы поставлять на глобальный проект «Восточная Сибирь – Тихий Океан». Предприятие имеет полноценные технические возможности для этого. Данный проект является приоритетным для энергетической безопасности России и его выполнение потребует полной мобилизации всех участников, включая поставщиков оборудования.

Понимая, что обеспечение экологической безопасности трубопроводов сегодня является одной из главнейших задач при проектировании новой линейки изделий, были использованы самые современные программные средства (программный комплекс «SoligWorks 2005» для твердотельного параметрического моделирования). Применение этого программного комплекса позволяет резко снизить сроки проектирования, существенно поднять качество прочностных расчетов.

Для обеспечения безопасности эксплуатации шиберных задвижек в районах с повышенной сейсмичностью, мы, с помощью ЦКБА, провели соответствующие расчеты по методикам, согласованным с Ростехнадзором, Транснефтью и другими контролирующими органами.

Более того, в самое ближайшее время нами будут проведены натурные испытания на сейсмостойкость задвижки DN 1200 мм. PN 150 атм.

Высочайшие требования по всему проекту в целом, сформировали аналогичные требования к арматуре. По сути, большую часть арматуры для проекта ВСТО можно назвать уникальной: повышенные рабочие давления, высокие перепады на затворе (до 100 атм.), высочайшая сейсмостойкость, жесткие климатические условия – вот далеко не полный перечень требований к шиберным задвижкам. Лишь четкое и конструктивное сотрудничество с ведущими научными учреждениями, такими как ВНИИСТ, ЦКБА, ЦНИИМаш позволило создать арматуру, полностью соответствующую требованиям и обеспечивающую безопасную эксплуатацию всего объекта в целом.

В своем докладе я хотел бы более подробно остановиться на деталях процесса модернизации шиберных задвижек на высокие рабочие давления. Проведенные за последнее время доработки позволили существенно поднять потребительские свойства продукции.

Сначала остановлюсь на модернизации конструкции элементов задвижки:

  • изменена конструкция затвора, что позволяет достаточно просто производить замену поврежденных элементов седла прямо на трассе для вырезки задвижки из трубопровода;
  • в сальниковый узел введен дополнительный пожаробезопасный элемент с уплотнительными элементами из терморасширенного графита. Предусмотрено уплотнение разъема шпинделя и крышки для замены уплотнительных элементов при давлении среды в корпусе до 2,5 МПа;
  • подземная часть дренажного трубопровода перенесена в корпус задвижки, надземная часть выполнена из нержавеющей стали и защищена специальным кожухом;
  • введен дополнительный указатель положения шибера, позволяющий производить точную регулировку положения на ввареной в трубу задвижке и для любого типа привода;
  • улучшена упаковка изделий, что благоприятно сказывается на сохранности изделий;
  • переработаны и согласованы технические условия, паспорта и руководства по эксплуатации.

В части технологии также произошли серьезные изменения:

  • изготовлены новые испытательные стенды;
  • проведены работы по улучшению качества РТИ путем поверхностно-энергетической модификации, что позволило поднять их ресурс в три раза;
  • внедрен процесс нанесения защитного антикоррозионного покрытия подземной части задвижек. Надземная часть изделия покрывается двухкомпонентной эпоксиполиуретановой композицией финского производства.

Значительные изменения и дополнения имеются и в области контроля качества изделий:

  • введен дополнительный радиографический контроль и УЗК сварочных швов и присоединительных концов патрубков;
  • расширен объем и время приемосдаточных испытаний;
  • введен аккустико-эмиссионный контроль корпуса задвижек при испытаниях на прочность;
  • проведены испытания конструкции на огнестойкость;
  • ведутся работы по проведению натурных испытаний на сейсмостойкость.

Проведенные мероприятия позволили существенно улучшить потребительские свойства, увеличить сроки службы до 30 лет и на 50 % увеличить безотказную наработку (с 500 до 750 циклов).

При разработке и осуществлении мероприятий по модернизации были учтены все требования целого ряда регламентирующих документов АК «Транснефть».

Кроме задвижек на высокое давление (более 80 атм.) нами разрабатывается и осваивается производство целой гаммы шиберных задвижек на 16, 25, 40 атм. с DN до 1200 мм. Применение этих задвижек, по нашему мнению, позволит повысить надежность работы технологических систем, в сравнении с клиновыми задвижками.

Помимо работ по совершенствованию шиберных задвижек для магистрального транспорта, нашим предприятием ведется проект и в области предохранительной арматуры. Это предохранительные клапаны на DN 200 мм. PN 16 и 25 атмосфер с повышенным коэффициентом расхода (до = 0,6). Разработка конструкций проведена совместно с НПФ «ЦКБА», технические параметры клапанов соответствуют лучшим мировым образцам.

К настоящему моменту предохранительный клапан DN 200 мм. PN 16 атм. успешно прошел предварительные стендовые испытания в НПФ «Энергия» (г. Приморск) и отправлен на НПС «Юргамыш» (Курганская область) для прохождения приемочных испытаний в системе АК «Транснефть». В ближайшее время планируем провести предварительные приемочные испытания предохранительного клапана DN 200 мм. PN 25 атм. Большой коэффициент расхода этих клапанов позволяет резко сократить требуемое количество этих изделий (с восьми штук до двух).

Хорошие перспективы имеет и другой класс трубопроводной арматуры для нефти и нефтепродуктов. Это шаровые краны. В прошлом году мы производили и поставляли шаровые краны на DN до 1000 мм. включительно. Наиболее значительные объемы были поставлены в Республику Казахстан (в частности было отгружено 26 штук электроприводных шаровых кранов DN 800 мм PN 64 атм., изготовленных по API-6D для Казахстанско-Китайского Трубопровода). Поставлялись краны до DN 1000 мм. общим количеством более 230 штук.

Производство качественной и надежной арматуры было бы невозможным без постоянного обновления оборудования и совершенствования технологических процессов. Любая, самая совершенная конструкция может быть испорчена огрехами производства.

Прекрасно понимая это, на предприятии ведется работа в плане оснащения новым более точным и производительным оборудованием, оптимизации технологических процессов. Все это направлено в первую очередь на повышение качества конечной продукции, и в конечном счете на повышение безопасности эксплуатации всего объекта в целом.

Благодаря инвестиционной политике компании «Нефтегазовые системы» в течение последних двух лет на предприятии реализуется несколько крупных программ. Их реализацию нужно рассматривать в едином комплексе. Проведено значительное техническое перевооружение завода, производственные подразделения получили новое оборудование, отвечающее самым высоким требованиям по качеству производимых деталей. Продолжается реконструкция основных цехов. Идет перевооружение заготовительного производства, завершено формирование участка по разделке сортового металлопроката, приобретены и запущены в работу итальянские ленточнопильные станки, немецкие газорезательные машины. В этот же период введено в эксплуатацию более 20 единиц металлорежущего оборудования, в том числе три станка немецкой компании Dorries. Только на закупку последних было израсходовано около 4 млн. евро. Приобретение столь современного высокоточного оборудования позволит увеличить объем производства и улучшить точность изготовления деталей. В сварочном производстве введено в работу уникальное шведское сварочное оборудование фирмы «ESAB». Важно отметить реализацию еще двух очень крупных инвестиционных проектов. Первый из них касается металлургического производства. Его основная задача – преобразить сталелитейный цех в современное высокопроизводительное производство с объемом выпуска до 20 тысяч тонн литья в год. За 2 последних года в литейном цехе заменили мостовые краны, выбивную решетку, установили дробеметную камеру для очистки литья, произвели капитальный ремонт сталеплавильных печей.

Приобретен и смонтирован итальянский смеситель непрерывного действия для получения форм и стержней по альфа-сет-процессу. Этот процесс позволит резко сократить трудоемкость и уменьшить литейный брак. Внедрена тепловая сушка форм, завершен монтаж установки окраски литья в литейном цехе. В настоящее время ведутся переговоры по закупке целого комплекса оборудования в составе 3-х смесителей для крупного, среднего и мелкого литья с транспортной системой и системой регенерации отработанной смеси. Успешное выполнение этого комплекса мероприятий по сталелитейному производству позволит не только обеспечить растущие потребности, но и улучшить качество конечной продукции. Второй проект заключается в создании производственного дивизиона высокоточных металлорежущих центров производства Германии и Японии. Приобретение этих обрабатывающих центров позволит поднять точность изготовления деталей и, в конечном счете, качество всего изделия в целом.

Говоря о сегодняшних достижениях завода, можно сказать, что они стали возможны только благодаря тому, что мы сохранили основные кадры рабочих и потенциал инженерно-технических работников.

Сегодня наш завод обладает серьёзным производственным потенциалом и готов в полной мере обеспечивать потребности российского нефтегазового комплекса в трубопроводной арматуре. Мы открыты для сотрудничества со всеми заинтересованными организациями, проводим активную совместную работу для улучшения потребительских свойств нашей продукции, ищем новые решения, направленные на улучшение качества, увеличение надежности и безопасности трубопроводной арматуры. И нам очень хотелось бы, чтобы, уезжая с нашего завода после окончания семинара, вы были уверены в том, что мы производим действительно качественную арматуру, что мы напряженно работаем над совершенствованием ее конструкции и технологии производства. Основным приоритетом для нас в работе были и остаются требования и нужды наших заказчиков.

Май 2006 г.

Вернуться

© 2004-2017 АО "Тяжпромарматура"